до самых до окраин....> Партией будущего, партией новаторов называл нашу партию Владимир Ильич Ленин. Ее повседневная деятельность характеризуется умением зорко видеть новое, прогрессивное, утверждать его в жизни. Коммунистическая партия Советского Союза - подлинно народная партия. Она всегда идет во главе трудящихся масс, вся ее многогранная деятельность направлена к одной цели - благу народа. Вот почему решение о созыве XXVI съезда КПСС дало могучий заряд творческой энергии всем советским людям. Рабочий и колхозник, строитель и ученый, нефтяник и шахтер - люди разных профессий, разных возрастов, разных национальностей в едином порыве решили принести в дар высшему форуму коммунистов свои трудовые достижения. Вместе со всем народом к XXVI съезду КПСС готовились деятели советской многонациональной культуры. Важным событием, вехой в истории отечественного изобразительного искусства, главным художественным смотром десятой пятилетки стала Всесоюзная выставка ,,Мы строим коммунизм", посвященная XXVI съезду КПСС. Она открылась в Москве, в Центральном выставочном зале в феврале 1981 года, накануне партийного форума, и работала до мая, до Дня Победы. Ее посетили делегаты съезда, его иностранные гости. Среди тысяч зрителей, заполнявших каждый день залы обширной экспозиции, были москвичи и люди из разных уголков нашей необъятной Родины. Это был отчет художников перед партией, перед народом. Решение о проведении Всесоюзной выставки "Мы строим коммунизм" было принято Союзом художников СССР и Министерством культуры СССР в 1979 году. В создании будущей экспозиции принимал участие весь семнадцатитысячный коллектив советских художников - живописцы, скульпторы и плакатисты, мастера рисунка и эстампа, художники книги, театра и кино, монументального и декоративного искусства. В годы десятой пятилетки художники постоянно находились на переднем крае событий, которыми жил народ, ежедневно участвовали во всенародных делах, видя свою главную задачу в создании произведений, посвященных современности и современникам. Именно поэтому художники так много ездили по стране, постоянно расширяя географию творческих командировок, выбирая объектом своего художнического внимания, как правило, самые ,,горячие точки", где с наибольшей выпуклостью и остротой обнаруживались приметы времени. Поездки эти давали огромный материал для размышлений, сопоставлений и выводов. Мастера изобразительного искусства союзных и автономных республик активно осуществляли культурно-шефскую работу на крупнейших стройках десятой пятилетки: на БАМе, "Атоммаше", Саяно-Шушенской ГЭС, в районах Сибири, Дальнего Востока и Нечерноземья. В ходе подготовки к XXVI съезду партии по всей стране активизировалась выставочная деятельность. Творческие коллективы, отдельные художники выступали со своими выставками-отчетами в сотнях городов, сел, рабочих поселков. Экспозиции развертывались в новых дворцах культуры и вагончиках строителей, в школах и красных уголках. Для многотысячного коллектива художников России важным этапом в процессе подготовки к Всесоюзной выставке "Мы строим коммунизм" стали зональные выставки, которые в 1979-1980 годах состоялись в Москве, Ленинграде, Тюмени, Сыктывкаре, Рязани, Барнауле, Чите, Махачкале, Брянске, Казани. Так, в экспозицию столичных художников вошли произведения, созданные в результате поездок к морякам и речникам, к труженикам колхозов Нечерноземья, к покорителям северной нефти и пограничником. Большую часть выставки занимали произведения, выполненные непосредственно в родном городе- на Автозаводе имени Лихачева, на заводе имени Владимира Ильича и других предприятиях, с которыми у Московской организации Союза художников РСФСР заключены договоры о социалистическом содружестве. Москвичиготовясь к своему отчету, близко познакомились с жизнью столичных научно-исследовательских институтов, учебных заведений. Выставка "Урал социалистический" открылась в Тюмени. В ней приняли участие мастера изобразительного искусства Башкирской АССР, Тюменской, Курганской, Оренбургской, Пермской, Свердловской и Челябинской областей. В их произведениях нашли яркое отражение грандиозный размах, стремительные темпы преобразования новых промышленных районов, интенсивность происходящих здесь процессов экономической, социальной и духовной жизни. Тысяча триста работ 584 авторов было показано на зональной выставке "Большая Волга", состоявшейся в Казани. В ней участвовали художники десяти автономных республик и областей Поволжья. Тематическое содержание выставки отличалось широтой и разнообразием. Но в этом разнообразии четко, количественно и качественно выделялись главные темы: жизнь и деятельность Владимира Ильича Ленина, его детство и юность, прошедшие на берегу великой русской реки, его становление здесь как революционера; незабываемые страницы истории -оборона Царицыно в 1918 году. Сталинградская эпопея Великой Отечественной войны, быт и созидательный труд наших современников - рабочих КамАЗа, речников, хлеборобов. В Барнауле на выставке "Сибирь социалистическая" отчитывались художники Алтая, Омска, Томска, Новосибирска, Кемерово, Красноярска, Кызыла. В экспозицию вошло много интересных полотен, скульптур, графических листов, посвященных рабочим и колхозникам, строителям Байкало-Амурской магистрали, ученым новосибирского Академгородка. Однако существенно и то, что художников привлекли темы героического прошлого нашего народа, образы декабристов, героев гражданской и Великой Отечественной войн. В ходе подготовки к смотру на Саяно-Шушенской ГЭС была создана творческая группа художников "Энергетика Сибири", на Новокузнецком металлургическом комбинате - "Индустрия Сибири". Участники творческой группы "Хлеб Сибири" избрали своей базой алтайский колхоз-миллионер "Россия", Художники Омска объединились в группу "Нефть Сибири". В канун 63-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции в Москве открылась Шестая республиканская выставка "Советская Россия", вобравшая в свою экспозицию все лучшее, что было представлено на зональных смотрах. Естественно и закономерно, что на ней были показаны все жанры и виды изобразительного искусства. Именно эта разносторонность позволила показать всю грандиозность свершений народа, богатство жизненных коллизий, человеческих судеб и характеров, всю многоликость красоты Российской земли. Художественные выставки, творческие отчеты XXVI съезду партии состоялись во всех братски республиках. Результат большой творческой работы, плодотворного союза искусства и труда, стали показателем гражданской и творческой активности мастеров изобразительного искусстве могучим средством формирования общественных эстетических идеалов, воспитания трудящих< важным стимулом развития личности современника. В Киеве на республиканском смотре экспонировалось около 1400 работ 840 авторов. В выстави принял участие каждый третий художник республики. Высокий идейно-художественный уровень экспозиции подтвердил правильность главной линии развития изобразительного искусства Советской Украины - дальнейшего укрепления многообразных связей с жизнью народа. Только в 1979-1980 годах свыше двухсот творческих бригад, в состав которых входило около тысячи художников, выезжали в командировки на промышленные объекты, в колхозы республики Творческая группа "Донбасс индустриальный" работала на предприятиях Донецкой и Ворошиловградской областей, группа "Трасса дружбы"- на строительстве газопровода "Союз". Активно проявила себя группа "Канал Днепр-Донбасс". Отчетные выставки украинских художников состоялись непосредственно на строительстве кис, родно-конвертерного цеха завода "Азовсталь", на всех участках строительства и газопровода канала, а также в городах Донецке, Днепродзержинске, Жданове. Двадцать два художника работали в Онуфриевском районе Кировоградской области и в Чернобаевском районе Черкасской области, где была создана галерея портретов лучших тружеников села. В ходе подготовки к республиканской выставке укрепилась дружба харьковских художников с коллективом Харьковского тракторного завода, были подписаны договоры о социалистическом содружестве между Винницкой организацией Союза художников УССР и колхозом имени Шевченко, Херсонской организацией и колхозами "Лиманский", "Прогресс", Николаевской организацией и строителями Украинской АЭС, коллективом Николаевского глиноземного завода. На республиканской художественной выставке в Минске демонстрировалось свыше 430 произведений 260 мастеров кисти и резца. Многие произведения были посвящены бессмертным подвига воинов Великой Отечественной войны, белорусских партизан. Образы современников, созданные художниками Белоруссии, глубоко раскрыли духовный мир советского человека. И это не случайно, ведь представленные в экспозиции портреты, картины были выполнены на основе этюдного материала, собранного художниками в заводских цехах, на полях, на ударных стройках, в научных лабораториях. Широкая панорама современности предстала на творческом смотре мастеров изобразительного искусства Молдавии, героями произведений которых стали садоводы и овощеводы республики, строители новых микрорайонов Кишинева. За годы десятой пятилетки упрочились контакты художников Литвы, Латвии и Эстонии с тружениками моря - рыбаками, со многими трудовыми коллективами Прибалтики. На выставке в Вильнюсе экспонировалось около 500 работ, созданных 198 авторами. Почти триста произведений показывалось на смотре в Риге, Таллинская экспозиция была отмечена высоким художественным уровнем живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства. Готовясь к своему творческомуотчету, группа ведущих художников Грузии побывала в Зестафонском районе, на заводе ферросплавов, на Аргветском винном заводе. Тут были сделаны меткие натурные зарисовки и живописные этюды, послужившие основой для выполнения портретов знатных тружеников, сюжетно-тематических композиций. Другая группа художников побывала в Ткибули. Продолжалась творческая работа на металлургическом комбинате в Рустави. На итоговой выставке, состоявшейся в Тбилиси, показывалось 800 работ живописцев, скульпторов, графиков, мастеров прикладного искусства. На нефтяных промыслах, в цехах заводов, на полях и фермах рядом с ударниками десятой пятилетки вдохновенно трудились художники Азербайджана, представившие на выставке в Баку 250 произведений всех видов изобразительного искусства. С глубоким волнением отобразили авторы этих работ эпизоды борьбы за установление Советской власти в Азербайджане, подвиг народа в Великой Отечественной войне, героический пафос пятилеток. Художники Армении посвятили свое творчество молодежи республики, ученым Бюраканской обсерватории, героям-строителям, прорубившим грандиозный тоннель, по которому а мелеющий Севан пришла спасительная вода горных рек. Полотно М.Калимова "Казахстанцы у Ильича" стало прологом республиканской художественной выставки в Алма-Ате, на которую было отобрано свыше трехсот произведений. В них выразительно и поэтично запечатлена жизнь первых целинных хозяйств, строительство Казахстанской Магнитки и молодых городов Шевченко, Кентау, Джезказгана. На выставке в Ташкенте зрители наряду со станковыми работами увидели фотографии и фрагменты монументальных и декоративных произведений, украсивших двенадцать станций Ташкентского метрополитена. Дворец дружбы народов СССР имени В.И. Ленина, театры в Джизаке и Самарканде, гостиницу "Ташкент" в Нукусе. Успешное развитие молодого станкового изобразительного искусства Туркмении продемонстрировала выставка в столице республики Ашхабаде. Сто пятьдесят авторов показали около трехсот произведений на республиканском смотре в городе Фрунзе, познакомив зрителей с трудовыми буднями Киргизии, с портретной галереей современников - животноводов и рабочих, ученых и артистов. Отчитываясь перед Коммунистической партией и советским народом, мастера советского многонационального изобразительного искусства доказали своими произведениями, сколь плодотворен путь сближения художественного творчества с современной жизнью, путь, по которому идет советская культура под руководством КПСС. Безраздельным героем живописных полотен, скульптур, графических листов, показанных но отчетных республиканских выставках, стал наш современник-человек труда. Рабочие, ученые, труженики полей, учителя, спортсмены, студенты, воины Советской Армии, пожилые люди и молодежь живут в этих произведениях полнокровно, убедительно, достоверно. Художники увидели и запечатлели их в разных ситуациях, разных состояниях души, но каждый из этих героев - полномочный представитель советского народа, в нем наряду с индивидуально-неповторимыми уловлены черты, типичные для советских людей нашего времени. Если же учесть, что каждый мастер видит мир своими глазами, что его влекут к себе определенные человеческие характеры и события, что каждый художник обладает своим пластическим языком и образным восприятием, то станет ясно, насколько широко, емко и многообразно республиканские выставки, посвященные XXVI съезду КПСС, рассказали о сегодняшнем дне Родины. Как из ручейков образуются могучие полноводные реки, так из лучших работ, экспонированных на зональных и республиканских выставках, составилась главная отчетная экспозиция советских мастеров кисти и резца, подготовленная к партийному форуму - Всесоюзная художественная выставка ,"Мы строим коммунизм". Ленинская тема всегда в центре внимания мастеров искусства, ведь, как писал поэт, "вечно будет ленинское сердце клокотать у революции в груди". Многие произведения, показанные на выставке, глубоко воплотили ленинский образ. Среди них - монументальный скульптурный портрет Владимира Ильича, созданный Ю. Неродой, картина Б. Ряузова "Шушенское", "Рабочая комната В.И. Ленина в доме Петровых", серия цветных шелкографий Н. Благоволина "Открытие памятников революции В. И. Лениным". Не меркнут в сердцах советских людей подвиги тех, кто боролся за установление Советской власти, защищал ее от посягательств классовых врагов, от фашистского нашествия. Им посвящены вдохновенно исполненные скульптура Г. Франгуляна "Мы наш, мы новый мир построим", картины Э. Окаса "1940 год в Эстонии", А. Лутфуллина "Проводы но фронт", И. Зариня , "Послевоенный сельсовет", целый ряд других произведений. На всех этапах нашей истории впереди, в авангарде всегда идут коммунисты, несгибаемые идейные борцы, умелые организаторы и труженики, воспитатели масс - героические сыновья и дочери народа. Их образы ярко и выразительно запечатлены во многих полотнах и скульптурах ("Портрет Л.И. Брежнева" Д. Налбандяна, "Портрет коммуниста с 1919 года А. Артыкова" , Д. Байрамова, "Портрет В.Н. Голубевой, Героя Социалистического Труда, члена Президиума Верховного Совета РСФСР, ткачихи камвольного комбината" М. Малютина, "В парткоме совхоза" К. Шаяхметова и другие). На выставке образ нашего современника - труженика предстал крупным планом, будучи метко и взволнованно запечатленным в живописных, скульптурных, графических портретах и сюжетно-тематических композициях. Это "Герой Социалистического Труда, делегат XXVI съезда КПСС, бригадир шахты "Майская" города Шахты Михаил Чих", изваянный московским скульптором Ю. Черновым, "Сталевар В. О. Красавин" новгородского живописца Д. Журавлева, "Сталевар Кировского завода В. Петров" ленинградца Н. Ломакина, ,,Сибирские нефтяники" новосибирца М. Омбыш-Кузнецова. Собирательный образ труженика-созидателя дан в картине рижанина Э. Илтнера "Монтаж". Зорко наблюденные в жизни, глубоко выношенные в сердце художника произведения о героях сельской страды создали братья А. и С. Ткачевы ("На родной земле"), М. Савицкий ("Сказ о хлебе"), Г. Ващенко ("Праздник осени"), С. Джяукштас ("Летняя страда"), М. Двоеглазов ("На току"), Н. Ерышев ("Хлебное поле"), Д. Мочальский ("Целинники"). Прекрасна и обильна наша земля. Ее поэтичная природа, радующая глаз человека, пробуждающая в нем тонкие и возвышенные эстетические чувства, запечатлена во многих живописных и графических пейзажах выставки. Яркое представление о советском народе, последовательно и целеустремленно созидающем коммунистическое завтра, дают произведения, посвященные молодежи наших дней, комсомольцам-добровольцам ударных строек, советской научно-технической и творческой интеллигенции: скульптура О. Кирюхина "Комсомольцы", живописный групповой портрет А. Курнакова "Ответственные за жизнь (0рловские хирурги В.А. Зайкин, Р.А. Шиперова, С.С. Иванов, А.Ф. Смирнова, М.Б. Борисов, М.П. Хрисанопуло, Е.А. Иванцев, А.И. Сидоров)", "Портрет актрисы Р. Сталилюнайте" С, Вейверите, картина Б. Малуева "Концерт под открытым небом. У нефтяников Тюмени" и другие. В Отчетном докладе Центрального Комитета КПСС XXVI съезду Коммунистической партии Советского Союза товарищ Л. И. Брежнев сказал: "Огромна тяга советских людей к искусству. Известно, как непросто порой попасть на хороший спектакль, купить интересную книгу, посетить выставку. Но это уважение, эта любовь к искусству предполагают и великую ответственность художника перед своим народом". Всесоюзная художественная выставка "Мы строим коммунизм" показала, что советские мастера изобразительного искусства находятся на высоте стоящих перед ними задач. Экспозиция выставки отобразила основные черты характера советского народа. Зритель увидел современника, занятого созидательным трудом, проникающего в тайны материи, покоряющего космос, борющегося за мир на планете, растящего детей, живущего полнокровной жизнью человека общества развитого социализма. Творческий отчет художников XXVI съезду состоялся. Он прошел успешно, став свидетельством неуклонного развития искусства социалистического реализма, чьи мастера последовательно осуществляют в своем творчестве ленинские принципы партийности и народности искусства. Возврат в галерею "Мы строим коммунизм">>>> |
||||
пишите письма © <батрух василий> | ||||
|